ДИХОТОМИИ

Экстравертная интуиция ЧИ Потенциальная энергия
Экстравертная этика ЧЭ Превращение потенциальной
энергии в кинетическую
Экстравертная сенсорика ЧС Кинетическая энергия
Экстравертная логика ЧЛ Использование кинетической энергии
Интровертная сенсорика БС Пространство
Интровертная интуиция БИ Время
Интровертная логика БЛ Соотношения
Интровертная этика БЭ Притяжение и отталкивание
  • Сенсорика — функция, отвечающая, с точки зрения соционики, за взаимодействие человека с миром материальных объектов. Будь то мир внешний (окружающая нас среда) или внутренний (наше собственное тело и телесные процессы).
  • Интуиция — функция, отвечающая, с точки зрения соционики, за взаимодействие человека с миром идей и представлений, идеальных объектов. Начиная от познания смысла жизни и пути нашей Вселенной, заканчивая переживанием своих субъективных состояний и настроений. смешение эпох, история города, перспективы, что тут было, люди какого времени живут. С точки зрения полезности и как применить.
  • Логика — функция, отвечающая, с точки зрения соционики, за взаимодействие человека с миром информации, миром фактов и взаимосвязей между фактами. Оперирование информацией в чистом виде с помощью различных мыслительных операций — это задача логики в структуре нашего соционического типа. дорогие машины, уровень цен, кто главный, какие правила, уровень жизни.
  • Этика — функция, отвечающая, с точки зрения соционики, за взаимодействие человека с миром чувств, эмоций и отношений. Выявление своих собственных индивидуальных предпочтений и модных трендов, существующих в массах, — это задача этики. люди, настрое их, переживания, свои эмоции.
  • Сенсорик — какие запахи, какие деревья, запах, климат, чем питаются, красота зданий, прочность построек. Либо четкое описание с подробностями.
  • Экстраверт — видит все вокруг, все интересно.
  • Интроверт — замечает как себя там чувствует.
  • Рационал — получил кару города, все распланировал, решил чем будет заниматься.
  • Иррационал — едет и там все решает.

Базис Юнга

  • Рациональность/Иррациональность. Единственная дихотомия, практически не изменившаяся со времен К.Г.  Юнга. По Юнгу, в психике человека постоянно идут два процесса: «восприятие» (получение информации из окружающей среды) и «суждение» (оценка этой информации и принятие решения «что делать»). Эти процессы взаимосвязаны, но один из них всегда преобладает над другим.
    У рационалов преобладает суждение, поэтому они прежде чем сделать что-либо, мысленно как бы задают себе вопрос «зачем я это делаю», обосновывают необходимость того или иного шага, хотя ответ на этот вопрос не обязательно может быть «рациональным» в обыденном понимании. После этого рационал формирует в голове представления об ожидаемом результате и при выполнении задуманного сверяет текущую ситуацию с этим представлениями. Восприятие мира у рационалов аналитическое, то есть сначала наблюдаемая картина разбивается на составляющие, а потом дается оценка каждой из них.
    У иррационалов восприятие преобладает над оценкой, поэтому видение мира синтетическое: оценка дается всей картине в целом, без дробления на составляющие. Кроме того, в отличие от рационалов, они сосредоточены полностью на текущей ситуации, а не на сравнении ее с задуманным. За счет этого иррационалы быстрее и гибче реагируют на резкие изменения, что дает им больше шансов выжить в ситуациях, требующих мгновенной реакции (например, столкновение с хищником в дикой природе или аварийной ситуации на дороге). Но в то же время иррационалы хуже видят причинно-следственные связи, им сложнее восстановить последовательность своих действий и объяснить, почему они действовали именно таким образом.
  • Логика/Этика. Логика/этика считается рациональной дихотомией, т.е.  той, по которой производится «суждение». Задача функций этой дихотомии — оценить наблюдаемый объект (или процесс) по тому или иному набору признаков, что позволит сформировать реакцию на этот объект (хотя сам тип реакции объектом рассмотрения соционики не является, за него отвечает в большей степени психософский тип), а так же подбор тех признаков, которые важны именно сейчас. При этом оценка не обязательно может быть «рациональной», например, суждение может выноситься по таким признакам, как «опасный/безопасный», «полезный/бесполезный», «съедобный/несъедобный», а может — «нравится/не нравится», «радует/не радует», «симпатичный/не симпатичный».
    При этом логики в любой ситуации рассматривают окружающий мир как набор объектов, подчиняющихся тем или иным закономерностям (это могут быть законы природы, законы общества, должностные инструкции, правила поведения и т.п.). Внимание логиков направлено на то, чтобы выявить эти закономерности и использовать их для достижения своих целей, а все, что с точки зрения этих закономерностей несущественно, просто выбрасывается из рассмотрения (хотя у отдельных логиков представления о значимом и незначимом могут весьма отличаться от общепринятых). Причем основной способ определения таких закономерностей — это сопоставление, сравнение текущей ситуации с похожими, чтобы понять, что изменяется, если убрать или добавить тот или иной признак.
    У этиков совершенно другой взгляд на мир. В любой ситуации этик видит множество субъектов, у каждого из которых есть свои интересы, намерения, желания, интересы. Зачастую такое восприятие может переноситься и на неживые объекты (например, «очеловечивание» машины или компьютера). Деление на важное и неважное у этика выглядит скорее так: если это важно хотя бы для кого-то из участников ситуации, значит сейчас это нужно учитывать.
    Из-за этого этикам легче найти подход к другому человеку, а также животному, так как этик понимает, что нужно сказать, как расположить к себе того или иного человека. Логик же видит человека как исполнителя определенной социальной роли, отбрасывая как несущественное все то, что к роли не относится. Этики, как правило, более эмоциональны, так как «дополнительные» эмоции могут вызываться теми свойствами, которые логики могут отбросить как малозначимые.
    Как следствие, логики лучше справляются с задачами, где требуется сосредоточиться на каких-то объективно значимых показателях, этики — там, где требуется индивидуальный подход.
  • Интуиция/Сенсорика. Интуиция/сенсорика — это воспринимающая дихотомия, она определяет то, каким образом к человеку поступает информация о внешнем мире. У сенсориков основной источник восприятия — его собственные органы чувств и ощущения его тела, мир для него — это, что можно пощупать, потрогать, понюхать или как-то иначе ощутить. Абстрагироваться от этого сенсорику сложно, поэтому он весь постоянно собран, находится «здесь» и «сейчас», и в этом «здесь» и «сейчас» четко отслеживает происходящее.
    Интуит, наоборот, легко переключается с органов чувств на другие источники информации: собственную память, воображение, сигналы от бессознательного. В результате интуит может производить впечатление человека, витающего в облаках, «не от мира сего», но вместе с тем интуиция дает более богатое воображение, позволяет лучше работать с абстрактной информацией, обнаруживать неочевидные взаимосвязи между событиями и явлениями, действовать в ситуациях нехватки исходных данных.
  • Интроверсия/Экстраверсия. С данной дихотомией у новичков возникает больше всего путаницы из-за того, что в соционике она имеет совсем другое значение, чем в психологии. (Из-за этого одно время использовались названия интротимность/экстратимность, но сейчас они почти забыты.)
    В соционике экстраверсия — ориентированность на восприятие самих объектов (процессов, людей, событий, ощущений), тогда как интроверсия — ориентированность на впечатления от всего перечисленного у воспринимающего субъекта, а так же на взаимосвязи и взаимное влияние этих объектов друг на друга.
    Тем не менее, определенная взаимосвязь присутствует.  Соционический интроверт, получив определенную дозу информации о соотношении тех или иных объектов, начинает ее обрабатывать, мысленно комбинируя различные варианты соотношений и взаимосвязей. На это он может потратить достаточно большое количество времени и в тот период, пока он этим занят, интроверт не испытывает потребности в новой внешней информации, на это время он «уходит в себя». Экстраверт, же наоборот, восприняв и переработав информацию об объектах, сразу же начинает испытывать потребность в новой информации и зачастую предпринимает какие-либо активные действия для ее получения. В результате соционические экстраверты гораздо тяжелее интровертов переносят ситуации, когда поступление новой информации ограничено.