Признаки Рейнина. Квестимы — деклатимы.

Квестим

  • Дон Кихот (ИЛЭ)
  • Робеспьер (ЛИИ)
  • Гамлет (ЭИЭ)
  • Есенин (ИЭИ)
  • Наполеон (СЭЭ)
  • Драйзер (ЭСИ)
  • Штирлиц (ЛСЭ)
  • Габен (СЛИ)

 Логики 1 и 4 квадры и Этики 2 и 3 квадры

Отличаются ярко выраженной и постоянной вопросительной либо утвердительной интонацией в диалоге. По А. Аугустинавичюте, «в глазах квестима всегда виден вопросительный знак, в глазах деклатима — восклицательный...» Замечено, что квестимам легче задавать вопросы, а деклатимам отдавать приказы, соответственно, они так и говорят: одни — с вопросительной, а другие — с утвердительной интонацией. Если вы обратите на это внимание в разговорах со своими близкими и родными, то сразу определите эту характеристику. Вы увидите, что это довольно явное разделение людей. Квестим, например, даже читает лекцию или докладывает свою работу с вопросительной интонацией. Человек с деклатимным признаком даже о вещах, в которых он сомневается и не уверен, все равно будет говорить утвердительно. С этим вы, наверное, тоже сталкивались. Квестимность и деклатимность — это разделение по способу представления информации для других.

  1. В речи часто вопросительные интонации. Склонность к диалогу. Контроль внимания вопросами. Бегающий взгляд.
  2. Квестимность – способность говорить в вопросительных интонациях. Когда квестим говорит, он уверен, что его слушают, обращается сразу ко всем, не требует от собеседника внимания – сам же слушает внимательно, глядя на собеседника.
  3. У квестимов – склонность "вещать на месте". Они не то чтобы не заботятся о слушателе, в них живёт уверенность, что если он решил что-то сказать, то близкие явятся к нему, как только услышат начало этого вещания.
  4. Квестимов вдохновляют и растормаживают восклицательные знаки и категорический тон деклатима.
  5. Квестимность – способность говорить вопросительно, в форме диалога. Квестиму важно получить обратную связь от собеседника, завязать диалог.
  6. Монологи для квестима тяжелы, предпочтение отдается диалогам. Квестим нередко начинает с фраз следующего типа – «о чем вам рассказать?», «что бы вы хотели услышать?» и строит свою речь более короткими, чем деклатим, частями (опять же, для того, чтобы получить обратную связь от собеседника). Квестимы задают вопросы с целью получить ответ от собеседника, и уже в зависимости от ответа строят дальнейшую речь. Они не редко отвечают вопросом на вопрос.
  7. Квестим ничего не желает принимать на веру, во всём считает необходимым сомневаться, всё перепроверять, сравнивать результаты и соотносить выводы. Поэтому к чужим идеям относится подозрительно - это не его метод.
  8. Чужая идея его вообще не заинтересует. Ему и своих - то девать некуда. Поэтому только в ИТО ревизии деклатим и может ему навязать свой "исключительный" проект. Квестим возьмётся за него неохотно (Если ещё возьмётся!). Чужую идею надо сперва продумать и просчитать. В любом случае серьёзно и основательно заниматься такой работой не стоит. И уж, во всяком случае, не следует спешить с её выполнением и завершением. (Деклатим тысячу раз потеряет терпение прежде, чем получит хоть какую - то "отдачу" от работы квестима)
  9. Не любит квестим быть реализатором чужих идей и исполнителем и чужой воли. Свобода творчества - это то, ради чего он живёт. А завершённой работа, по его мнению, вообще не бывает и быть не может (+ч л.). Всегда есть над чем подумать и поработать. А кроме того, любая завершённая работа, по мнению квестима, моментально начинает обрастать "штампами", теряет ощущение свежести и новизны, не оставляет места для импровизации (+ч.и., +ч.э., +ч.с., +ч.л.).(Это же не то, что дом построить: последний кирпич положил и всё, работа завершена. Творческая работа - дело тонкое, - тут надо подумать, поискать, может быть что - то изменить. Торопиться не надо.)
  10. Квестим терпеть не может, когда его торопят со сроками выполнения работы, а потом ещё и придираются к качеству. Абсолютного качества всё равно достичь невозможно. А кроме того "избыток качества" "убивает" работу. И она становится слишком искусственной (как механический соловей из сказки Андерсена).
  11. Степень завершённости своей работы квестим любит определять сам. Если посчитал её завершённой, значит так оно и есть. И ничего уже менять не надо. А тем более добавлять.
  12. Превеликих трудов стоит квестиму любая попытка настоять на своём и оставить работу в том состоянии, которое он сам считает законченным и завершённым.
  13. Речь квестима более прерывиста, его не то, чтобы легко прервать - он сам готов лишний раз прерваться, чтобы прочувствовать реакцию собеседника. В письменной речи распознать квестимность несколько труднее, чем в устной, однако квестим не склонен в утвердительной форме самостоятельно, не спрашивая собеседника, менять темы разговора. Его фразы, как правило, несколько короче, чем фразы деклатима.
  14. Рационалы-негативисты и иррационалы-позитивисты.
  15. Квестим ждет реакции собеседника в виде согласия или возражений, его высказывания как бы содержат скрытый вопрос о согласии или несогласии слушателя. Конечно, такой вопрос может звучать и в открытом, явном виде, но на практике это бывает явным далеко не всегда. Например, однажды в ходе соционической диагностики одного из клиентов (имеющего ТИМ ИЛЭ, относящийся к квестимным) на вопрос «Любите ли Вы поспорить?» прозвучал ответ: «Да, люблю; но для меня спор не самоцель, а способ получения информации от собеседника». Такой настрой для квестима довольно характерен (и, кстати, данное отношение к спору вообще очень типично для носителей ТИМа ИЛЭ). Однако неопытному наблюдателю это не всегда легко заметить, поскольку стремление к спорам может вызываться самыми разными причинами, начиная от признака «упрямство» и заканчивая гиперкомпенсацией низкой самооценки.

Деклатим

  • Дюма (СЭИ)
  • Гюго (ЭСЭ)
  • Максим (ЛСИ)
  • Жуков (СЛЭ)
  • Бальзак (ИЛИ)
  • Джек Лондон (ЛИЭ)
  • Достоевский (ЭИИ)
  • Гексли (ИЭЭ)

Этики 1 и 4 и Логики 2 и 3 квадр

  1. В речи утвердительные интонации. Склонность к монологу. Контроль внимания взглядом. Взгляд сфокусирован.
  2. Деклатимность – способность говорить утвердительно. Деклатиму нужно "внимать", когда он говорит. Он следит за собеседником, замолкает, когда его не слушают. Из нескольких собеседников выбирает одного, неохотно переключается. Сам же, в момент беседы делает, что угодно
  3. Деклатимы прежде чем начать говорить, находят слушателя, а когда слышат, что в другой комнате начали разговаривать, идут посмотреть, что там происходит
  4.  Деклатимов – вопросительные, требующие помощи и располагающие к совету интонации квестима
  5. Проявив заинтересованность к чужому проекту, деклатим начинает тут же "отчески опекать" подающую надежды "творческую личность", представляя себя его покровителем, а проект - своим "детищем", он говорит о нём не иначе как "наш проект" и " мой человек" (или "один мой знакомый") над ним работает". Взяв установку на сопричастность к будущему "творению века", деклатим уже не оставляет квестима в покое: теперь уже он ("почти официально", по факту молчаливого согласия квестима ) является его наставником, научным руководителем, творческим вдохновителем, организатором - распорядителем. Может "пустить по рукам", "выставить на торги", может обращаться с ним как с вещью, может отправить его с поручением к нужному человеку для оказания нужных услуг, может располагать им как угодно, всё, что угодно обещая от имени подконтрольного ему квестима и заставляя всё это выполнять, сердясь или уговаривая: "Я уже обещал! В какое положение ты меня ставишь!"
  6. Своё раздражение недостаточностью и неполнотой информации деклатим вымещает на подконтрольном ему квестиме: "Ну, что ты ходишь всё вокруг, да около?! Не мог, что ли, сразу об этом сказать?!"А вот этого уже не понимает квестим: "Как можно сразу выложить всю информацию? Её надо постепенно подавать, по мере раскрытия… Как можно говорить сразу обо всём? Как можно начинать рассказывать историю с конца?! Даже если раскрывать историю через ретроспективу, у читателя всё равно возникнет потребность выстроить её, исходя из соотношений последовательной причинно - следственной связи событий?" Но нетерпеливому деклатиму сразу хочется знать, чем закончится эта история. Ему необходимо получать всю информацию сполна и сразу. Иначе не будет ощущения полноты контроля над ситуацией, не будет полноты контроля на творчеством квестима. За которым нужен "глаз да глаз". А иначе, напишет, не пойми чего, и разбирайся потом в одиночку. Поэтому, деклатиму нужно, чтобы сразу ясно всё было, чтобы при желании он и сам мог всё это воссоздать и пересказать. Когда ему выдают информацию по частям "через час по чайной ложке", деклатим чувствует себя обманутым: а может его вообще морочат и дурят? Поэтому лучше узнавать всё обо всём. Побольше и сразу.
  7. Рационалы-позитивисты и иррационалы-негативисты.
  8. В речи деклатима значительно меньше вопросов, а если они употребляются, то по прямому назначению - с целью получения информации от собеседника, либо это риторические вопросы, ответ на которые деклатиму заранее известен и им подразумевается. При отсутствии готовых идей на предлагаемый вопрос или тему деклатим может взять заметную паузу и даже ответить вопросом на вопрос, после чего возвращается к обычному повествованию. Деклатим не склонен прерывать свою речь, он предпочитает донести свою мысль до конца и часто переходит с одной темы на другую. Повествовательные фразы у деклатима часто выходят длиннее, чем у квестима и часто выходят за рамки первоначальной темы.
  9. Особенность деклатима заключается в том, что ему, как однажды пошутил один из моих знакомых, легче начать говорить, чем потом остановиться. Фразы деклатима обычно более развернуты, в них присутствует большее число придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Ответы деклатима на вопросы диагностического интервью отличаются более длинными фразами и заметно большим количеством взаимосвязанных речевых конструкций. Однако было бы неверно считать, что речь деклатима всегда длительна, и что ему не нужна обратная связь от собеседника. Как раз наоборот: деклатим может говорить долго лишь тогда, когда не получает от партнера подтверждения , что тому уже все понятно. Сообщение о достижении собеседником понимания содержания речи дает деклатиму необходимую информацию – о том, что взаимопонимание достигнуто. Самостоятельно деклатиму иной раз трудно уловить, что его речь уже достигла своей цели. То есть если квестиму обратная связь говорит о том, что его слушают, то деклатиму она нужна в большей степени для того, чтобы знать, что его поняли.
  10. Деклатиму легче удерживать внимание на ходе своих рассуждений, чем квестиму. По этой причине в случае, когда речь человека по той или иной причине прервана (например, кто-то из исследователей задал вопрос на другую тему), деклатиму намного проще вернуться к прерванному сюжету.
  11. Деклатим склонен доносить сообщение до адресата в форме монолога, произносимого в одной интонационной нише, паузы происходят не на границе повествования, а когда заканчивается воздух.
  12. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно. Поэтому и возникает ощущение, что человека понесло и его лучше не останавливать.
  13. Деклатим выстраивает свою речь так, что она оказывается совсем или почти не связанной ни в содержательном, ни в структурном отношении с речью собеседника
  14. Речь деклатима характеризует развернутость, большая произвольность и программированность. Произвольность состоит в том, что сказать он может по разному, в то время он планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь "монолог" как целое.
  15. Деклатим во что бы то ни стало, стремится завершить начатое сообщение, не взирая на ремарки собеседников. Деклатиму важно высказать свою мысль до конца, целым блоком, не вступая в диалоги.
  16. Деклатим предпочитает давать длинные, обстоятельные ответы на вопросы собеседника. Для рационалов характерна развернутость, полнота, четкость и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Для иррационалов характерны прерывистые, незаконченные фразы, внешне не связанные друг с другом синтаксические построения
  17. Слушая чужой рассказ, деклатим менее склонен задавать вопросы по ходу, зато, когда подойдет время, выдаст их целым блоком, и желает такого же отношения к себе.
  18. Часто бывает, что задавая кому-то вопрос, ответ у самого деклатима готов заранее. Именно поэтому он не слушает собеседника. Вместо этого он старается продумать заранее то, что же он ответит. Деклатим просто ждет своей очереди для того, чтобы высказаться.
  19. Деклатим в своей речи редко когда на кого ссылается, и только в случае, когда это необходимо
  20.  У Деклатима в речи прослеживается тенденция удержать и утвердить свою сложившуюся точку зрения в процессе общения. Особенно это свойственно экстравертным деклатимам (Гюго, Жуков, Джек и Гексли. При этом, Джека и Гюго ещё как-то с их позитивизмом переубедить можно, потому что они настроены на новое, а вот Жукова и Гексли переубеждать практически бесполезно.)
  21. Деклатим не моделирует свою речь по ходу беседы. Он должен сначала выложить весь тот объём информации, что у него есть по данной теме и только потом у него появляется возможность послушать собеседника.
  22.  В деклатимной речи преобладают построения, которые содержат умозаключение, констатацию фактов, передают логическую связь явлений (конструкции причинно-следственные, условные, уступительные, изъяснительные и др.).
  23.  В речи деклатима много обращений, а также местоимений и глаголов второго лица, глаголов повелительного наклонения и других форм волеизъявления. Декларации принято называть директивами. К ним относятся: приказы, просьбы, запрещения и т. д. Директива используется для того, чтобы приказать или попросить (дать разрешение) выполнить определенное действие.
  24.  Деклатим часто использует в своей речи слова для подтверждения и усиления сказанного: "совершенно очевидно, конечно, естественно, определенно и т.п.", повторяя несколько раз словосочетания и фразы, которые считает особо важными. Он хочет быть твёрдо уверен в том, что его информация была принята именно в том виде, в котором он её подал.

Когда деклатим разговаривает с квестимом, то, как правило, разговор этот сводится к кратким вопросам квестима и распространенным ответам деклатима. Разговор двух квестимов состоит из относительно коротких фраз, вопросов и ответов, зачастую не законченных. Разговор двух деклатимов представляет собой как бы обмен небольшими повествованиями, это даже не диалог, а скорее несколько монологов, поочередно сменяющих друг друга. Деклатим старается быть в разговоре «ведущим», а квестим «ведомым». Квестиму и деклатиму проще общаться между собой, чем двум деклатимам или двум квестимам. Это находит свое логическое подтверждение и в том, что в любой дуальной паре один из партнеров – квестим, а другой – деклатим.

При диагностике данного признака довольно действенным методом являются деликатные попытки перебить человека, вклиниться в его речь. Если диагностируемый легко прекращает повествование и обращает свое внимание к собеседнику, не выказывая недовольства – перед вами квестим. Деклатим попробует пресечь такие попытки повышением интонации голоса, возможно, характерным жестом руки, означающим, что он готов вас выслушать, но только после того как закончит собственный монолог. Так же стоит обращать внимание на продолжительность монологов и общее количество вопросов исходящих от диагностируемого, учитывая, что риторические, не требующие ответов, и вопросы с готовым ответом – признак деклатимности. Важно замечать и внешние признаки, вопросительный знак в глазах человека говорит за квестимность, восклицательный – за деклатимность. У деклатимов в голосе больше утвердительных, даже категоричных интонаций, у квестимов – вопросительных, даже утвердительные предложения квестима иногда звучат как вопросы. В письменной речи деклатим склонен заменять вопросительное по смыслу предложение на повествовательное. Квестим же наоборот склонен заменять повествовательное предложение вопросительным, как бы требующим ответа, «провоцирующим» читателя на ответную реакцию, ввод читателя в режим диалога с автором.

Очень важно не забывать и то обстоятельство, что на практике не бывает «стопроцентных» квестимов или деклатимов (в каждом человеке представлено сочетание обоих признаков, как и в любых других соционических дихотомиях), но один из признаков непременно преобладает. Его можно определить, как наиболее проявленный, чаще встречающийся, бросающийся в глаза.

Существует множество иных проявлений, которые позволяют установить наличие квестимности у испытуемого. Скажем, при сравнении интервью квестимов с интервью деклатимов можно заметить, что общее число слов в ответах квестимов в среднем, как правило, меньше, чем у деклатимов;что в их ответах содержится заметно меньшее число сложных фраз – с придаточными предложениями, причастными и деепричастными оборотами и т.п.

Кроме того, на проявление тех или иных признаков может влиять текущее психологическое состояние испытуемого. Мне приходилось участвовать в соционической диагностике, проводившейся группой типировщиков независимо друг от друга. Клиент еще до начала процесса диагностики сообщил, что уже в течение весьма длительного времени находится в состоянии депрессии. В ходе диагностики на все вопросы он отвечал короткими фразами, развернутых ответов совершенно не давал, своих мнений не обосновывал. В результате большая часть наблюдателей-диагностов предположила принадлежность его к одному из ТИМов, обладающих признаком квестимности. При этом все остальные признаки вкупе указывали на наличие у клиента ТИМа, обладающего деклатимностью. В процессе согласования мнений было установлено, что принятые за квестимность проявления могут быть результатом депрессивного состояния испытуемого. Вот таким образом психологическая проблематика испытуемого может влиять на те или иные изучаемые соционикой факторы.

 

Практический пример:

или вот последний конфликт с ним был по поводу того что я засомневался в ТИМе человека которого он один типировал...тут уже включилось это "Вот сделал бы свою работу и добавлял себе, что хотел!".....то есть он сказал- "Хочешь перетипируй его" :)

Leave a Reply

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.