Эксперименты по сенсорной изоляции

«Изменяющаяся внешняя среда абсолютно необходима для человека. Без неё мозг прекращает адекватно функционировать и развиваются ненормальности поведения»
- Дональд Хебб

Сенсорная изоляция – это условия, при которых у человека сводятся до минимума возбуждения рецепторов. С одной стороны, исследования этого понятия стали актуальны в связи с необходимостью изучения деятельности человека в условиях недостатка информации, поступающей к органам чувств из окружающей среды, или так называемого «сенсорного голода», т.е. голода по впечатлениям. Так, обслуживание некоторых современных видов техники связано с необходимостью длительного пребывания в пространстве малого объёма, доставляющее человеку весьма бедные впечатления, значительно суживающие возможности общения человека с другими людьми.
С другой стороны, в какой-то момент у учёных возникла гипотеза, что при отключении внешнего возбуждения мозг может начать работать совсем непривычным для нас образом и, возможно, это можно использовать в целях саморазвития или переживания новых ощущений. Следовательно, эту гипотезу можно также исследовать.

В данной работе мы рассмотрим два типа экспериментов по сенсорной изоляции: эксперименты в университете Мак-Гилла и эксперименты Джона Лили. Мы сравним их по полученным результатам и постараемся сделать вывод: что же есть сенсорная изоляция – вред или польза для человека?

aquason_Razrez_06-1
В университете Мак-Гилла
В 1950-х годах в канадском университете Мак-Гилла Д.Хеббом и его сотрудниками (В.Г.Бекстоном, В.Героном, Т.Г.Скотом, Б.К.Доаном и др.) было проведены эксперименты по сенсорной изоляции. Участником эксперимента – студентам – предлагалось лежать в удобных постелях в звуконепроницаемых освещённых камерах. На глаза им надели светорассеивающие очки для уменьшения зрительных ощущений, на руки – перчатки (от локтей до кончиков пальцев) с картонными манжетами для уменьшения тактильных раздражений, а их уши были закрыты резиновой подушкой при постоянном легком звуке вентилятора. Движения испытуемых были сильно ограничены.
Цель этого эксперимента заключалась в том, чтобы прервать не всю сенсорную информацию, а только восприятие образов и символов.

Большинство студентов планировало отдохнуть в предоставленных условиях, а также размышлять о текущей учёбе.. Однако результат исследований оказался неожиданным для всех: участники «не могли сосредоточить свои мысли на чём-либо конкретном; кроме того, процесс мышления был нарушен и в других отношениях».
Через несколько часов изоляции у многих начались галлюцинации: «скала, на которую падает тень от дерева», «стайка белок» или «доисторические животные в джунглях». В ряде случае видения сопровождались слуховыми или тактильными галлюцинациями. Так, некоторые участники ощущали прикосновения чего-то чужого или внешние движения.
Вначале галлюцинации казались интересными и занимательными, однако через некоторое время они начали вызывать раздражение и мешать спать. Добровольцы выдерживали в этом весьма некомфортном для них состоянии несколько часов.

Кроме того, в 1956 году в университете Мак-Гилла также проводился эксперимент по сенсорной изоляции, но уже под руководством В. Герона. Ученые предложили добровольцам пробыть как можно дольше в специально устроенной изоляционной камере.
В первые дни эксперимента отмечалось повышенное настроение, активное стремление к общению, некоторая взбудораженность с элементами тревожности. Позже появлялись жалобы на то, что начинает надоедать монотонность, а дни стали похожими один на другой. Появилась раздражительность, начали возникать конфликты с исследователями и обслуживающим персоналом. Испытуемые стали менее общительными, на вопросы часто отвечали формально, ухудшался сон. Испытуемые протестовали против некоторых лёгких исследований, но в то же время отмечали, что свободные от исследований дни они чувствовали себя хуже, т.к. было особенно скучно и время тянулось особенно медленно.
К концу эксперимента нарастала раздражительность, а у ряда испытуемых были и более сложные психические нарушения, как, например, ипохондрия, неопределенный страх, довольно выраженная депрессия, параноидная настроенность. У некоторых возникали галлюцинации.
Таким образом, Герон пришёл к выводу о необходимости постоянного изменения сенсорного окружения человека для его нормального существования, то есть стремление к раз¬нообразию впечатлений является важнейшей биологической потребностью.
dark12101_468x327

Эксперименты Джона Лилли
Джон Лилли – известный канадский учёный-нейрофизиолог. Он изобрёл «изоляционную ванну».
В то время в нейрофизиологии стоял вопрос о том, что требуется мозгу для работы, и откуда он берёт энергию. Одна из точек зрения состояла в том, что источник энергии является биологическим и внутренним, то есть не зависит от внешней среды. Однако утверждалось, что если все стимулы убрать, то мозг уснёт. Лилли решил проверить эту гипотезу, создав среду, полностью изолированную от внешних воздействий, и начал исследовать сознание и его связь с мозгом.

По одним источникам, Лилли проводил опыты с изоляционной ванной только на себе. Суть эксперимента была в следующем: человек, снаряжённый дыхательным аппаратом с непрозрачной маской, полностью погружался в резервуар с тёплой водой, где он находились в свободном, «невесомом» состоянии, стараясь двигаться как можно меньше. То есть с помощью особых условий было снято ощущение веса и тела и ощущение поверхности тела. По другим источникам эксперименты проводились и над другими людьми, и при этом испытуемые не выдерживали и десятков минут. Без внешних точек опоры они дезориентировались во времени и пространстве. Были заметны признаки нарушения мышления, появлялись особые эмоциональные состояния и галлюцинации.
Однако Джон Лилли и сам неоднократно проводил время в «изоляционной ванне». За 10 лет регулярной практики он получил множества инсайтов и сформулировал теорию живого мозга как природного биокомпьютера, обладающего совокупностью программ, сформировавшихся в процессе эволюции и в процессе жизни каждого конкретного человека. Впоследствии идея биокомпьютера Джона Лилли натолкнула инженеров на мысль об использовании биологических материалов в качестве составляющих процессоров современных компьютеров.
Лилли так формулировал свою задачу: «Моей целью было увеличить гибкость, силу, объективность нашего теперешнего ограниченного ума и его знаний о самом себе, добраться до основных грамм и метапрограмм, управляющих каждым конкретным умом, чтобы затем изменить обычное слабое функционирование, превратив его в сильное и полноценное...».

Лилли сделал вывод, что раскрепощённый мозг легко формулирует казавшиеся невозможными решения, открывает глубины памяти, фонтанирует образами и дарит ощущение полета в некоем интеллектуальном пространстве.
Находясь в изоляционной ванне, Лилли совершал путешествия «в сферу странных, чуждых форм жизни... Некоторые были в виде жидкостей, иные - в виде светящихся газов... Я был наблюдающей точкой в их мире, не вовлеченный в него». Однажды он совершил путешествие внутрь себя, странствовал среди клеток мозга и сердца, проходил через кровь, рассматривая работу белых кровяных телец: «Проникнув до квантового уровня, наблюдал игру атомов в их собственных огромных мирах, их обширные пустые пространства, фантастическими силами удерживаемые у каждого отдаленного ядра с их орбитальными облаками электронных силовых полей и элементарными частицами, прорывающимися в эту систему из внешних пространств».

По мнению Лилли, опыты достижения изменённых состояний сознания, дающие возможность реально ощутить безбрежность своего «я» и Вселенной, необходимы для выживания человеческого вида. Тот, кто прошёл через восприятие этой безбрежности, по мнению Лилли, уже не сможет относиться жестоко и халатно ни к себе подобным, ни к миру, в котором живет.
По мнению Лилли и мнению добровольцев, участвовавших в его исследованиях, условия созданной сенсорной изоляции в такой специальной ванне увеличивают сенсорный опыт, который происходит без участия известных внешних раздражителей.
В 1997 году Лилли прокомментировал свои эксперименты. Он отмечает, что после периода напряженности, которую он чувствовал сам, постепенно наступает новое состояние сознания, сопровождающееся множеством зрительных образов. Когда субъект принимает эти явления спокойно и не рассматривает их как патологические, они позволяют ему испытать своеобразное ощущение «океанской волны», которое достигает такой интенсивности, что несколькими часами позже, в момент выхода из изолированной камеры, он чувствует себя вновь рожденным. Отдаленные последствия повторных экспериментов Д. Лилли были определенно благоприятными: испытуемые обрели «новую внутреннюю уверенность и новую интеграцию», начали лучше понимать свои побуждения и свои действительные внутренние желания.

image138

Leave a Reply

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.