Чистый язык и символическое моделирование

Запускает сон наяву.
Не навредите ей, безопасная. Можно к любому применить, особенно к тем, кто метафорически говорят.
Но результат не быстрый. Нужно очень много времени и сеансов. Можно работать с хорошим состоянием.

Шаги техники:

  1. Попросить подумать о проблеме или задаче.
  2. Описать ее в виде символа (все можно представить в виде символов, например эмоции можно представить морем, как бы ты представил свою проблему символическую, какой размер цвет форм она имеет, как бы она звучала)
  3. На что было бы похоже. Парафраз. Хорошо... и повторяем его слова.
    • на луг
    • хорошо, на луг и т.д.
  4. Дальше клиент ведет сам, мы лишь направляем. Когда появляются положительные образы -все, готово.

Чего не должно быть

  • Человек не должен становиться активным, он должен созерцать.
  • Он не должен испытывать эмоции. Никогда не спрашивать что ты чувствуешь. Можно видеть, слышать, запахи, тепло холод.
  • Символ должен быть абстрактным, если описывает конкретику, то не подойдет.
  • Не даем команд, не трактуем, не направляем.
  • Идеально когда что-то умирает. Это отлично! Похвалить и поддержать.
  • Для бессознательного смерть = перерождение, возрождение.
  • Когда видения становиться приятными, положительными, то проблема решена.
  • Но можно продолжить, он переключиться сам.
  • Можно провалиться, если много думать за него. Задавать только эти вопросы.

Второй вариант

Общая последовательность

  1. Начало
    • И где бы ты хотел находиться?
    • И где бы ты хотел разместить меня?
    • И что ты хочешь что бы произошло? (работаем не с проблемой, а с тем, чего хотим)
  2. Расспрашиваем об этом
    • И что это за «X»? или И это «X» какое?
    • И есть ли что-нибудь ещё об «X»?
  3. Переводим в метафору прилагательные
    • И на что это "X" похоже? Как что? Если метафора уже есть, то не переводим ее в метафору.
  4. Проявляем чистыми вопросами
    • И что это за «X»? или И это «X» какое?
    • И есть ли что-нибудь ещё об «X»?
    • И где (именно) находится «X»?
  5. Получив пару символов, выясняем соотношение и как оно выглядит
    • (И) есть ли какая-нибудь связь между «X» и «У»?
    • (И) когда «X», что происходит с «У»?
  6. Довести до изменения, преобразования.

 Достижение чего-то

  1. И что нужно для того, чтобы "X" произошло? выясняем все или большую часть условий и делим их на мелкие части, выполнимые
  2. И может ли "X" произойти? проверяем необходимые условия (весь список), если отрицательный ответ, то п.1

 Список всех вопросов

  • Развивающие вопросы (Развивающие вопросы, которые используются гораздо чаще других; в эту группу входят вопросы названия и адреса, встречавшиеся нам уже раньше.)
    • - (И) что это за «X»? или (И это «X» какое?)
    • - (И) есть ли что-нибудь ещё об «X»?
    • - (И) где (именно) находится «X»?
    • - (И) это «X», как что?
    • - (И) есть ли какая-нибудь связь между «X» и «У»?
    • - (И) когда «X», что происходит с «У»?
  • Вопросы последовательности и источника ( Вопросы последовательности и источника, применяемые для прояснения порядка, в котором происходят события или откуда происходит тот или иной символ.)
    • - (И) что тогда происходит? или (И) что происходит потом?
    • - (И) что происходит прямо перед «X»?
    • - (И) откуда могло бы появиться «X»?
  • Вопросы намерения ( Вопросы намерения, которые обычно бывают наиболее полезными при использовании «чистого подхода» для того, чтобы помочь человеку или группе в чем-то измениться.)
    • - (И) что «X» хотело бы, чтобы произошло?
    • - (И) что нужно, чтобы «X» произошло?
    • - (И) может ли «X» (произойти)?

Полный синтаксис

  1. Подтвердить то, что клиент только что сказал (И... (слова и тесты клиента).
  2. Направить его внимание на ту часть, о которой вы хотите задать вопрос (И когда... (некоторые из слов и тестов клиента).
  3. Исследовать, задав вопрос «чистого языка» («чистый» вопрос с некоторыми словами и тестами клиента).

Например: - И через открытую дверь струится тёплый свет (1), - И когда струится тёплый свет... (2), - Что это за свет? (3).

Обратите внимание на то, что сам «чистый» вопрос в шаге 3 синтаксиса не начинается с союза «и». Вопрос начинается с союза «и» только в том случае, если он применяется отдельно, без вводных частей синтаксиса.

Завершение

  • - (И) могли бы мы на этом остановиться? - (И) можем ли мы на этом закончить сессию?

Если клиент на этот момент получил пока ещё не всё, что хотел, тогда в качестве альтернативы перед проговариванием можно произнести:

  • - (И) возьми столько времени, сколько тебе требуется, чтобы больше узнать о (желаемом состоянии или исследуемом элементе, вызывавшем особый интерес клиента).

Некоторые часто встречающиеся задания

  • Сделать рисунок или набросок тех метафор, которые проявились в сессии. Это позволяет человеку лучше понять, что именно он открыл и как оно может развиваться дальше. Если планируется несколько сессий, попросите клиента обновить свой рисунок перед началом следующей сессии. Полезно начинать следующую сессию с описания обновлённого рисунка клиента.
  • Подумать некоторое время над тем, что появилось в сессии, и что бы клиент хотел, чтобы произошло в результате.
  • Уточнить в словаре значение и происхождение уникальных или значимых слов, ярлыков или символов, которые появлялись в сессии. Для этого рекомендуется использовать достаточно полный авторитетный словарь или, например, какие-то хорошие онлайн-словари. Дело не в том, чтобы клиент начал прояснять значение всех слов, которые всплывали в сессии, а, скорее, в том, чтобы он лучше начал осознавать, что именно резонирует с его собственным метафорическим ландшафтом. Например, когда Уэнди работала с клиентом, который сформулировал в качестве желаемого результата «либо "X", либо "Y"», то они посмотрели в словаре значение слова «либо», и клиент получил интересное осознание от прояснения этого слова. В результате у клиента появилась возможность пересмотреть весь свой подход целиком в отношении прорабатываемой ситуации.
  • Попробовать новые образцы поведения, которые могли проявиться во время сессии. Это может способствовать закреплению новых открытий клиента в его повседневной жизни.
  • В качестве иллюстрации мы можем привести пример домашних заданий, которые ведущий дал своему клиенту по завершении сессии «Метафора для сердца»: • Уточнить в словаре значение слова «сердце» и обратить внимание на его этимологию (происхождение). • Изучить вопрос о том, как работает человеческое сердце. • Нарисовать всё, что ты знаешь об этом на данный момент.

 Адрес

Когда символы обретают чёткое положение в пространстве (то, что мы называем словом «адрес»), жизнь ведущего становится лёгка.
Поэтому ведущий, применяющий «чистый язык», стремится «иметь визуальный контакт» с символами, направляя на них взгляды и/или делая мягкие жесты в ту сторону, где эти сим волы находятся в пространстве клиента.

Работа с чувством, эмоцией

Работа с чувством эмоцией или физическим ощущением. Обычно существует где-то в пространстве, чаще всего внутри, на теле человека или рядом с ним.
  1. Где находится это чувство?
    1. (И)где (именно)находится«X»? Задайте несколько раз.
  2. Какими качествами обладает это чувство?
    1. (И) когда «X» находится (там-то), что это за «X»? или (это «X» какое?)
    2. (И) когда «X» находится (там-то), есть ли что-нибудь ещё об этом «X»?
    3. (И) есть ли у этого«X»размер или форма? Если клиенту не удаётся ясно описать это чувство.
  3. Проявите метафору для этого чувства
    1. (И) это«X», как что?, где «X» представляет собой качество этого чувства, а не просто его название. Здесь очень важно использовать информацию из ответов клиента на вопросы. Например, если клиент говорит, что его спокойствие тёплое и перемещающееся, можно спро­сить: «И это тёплое и перемещающееся, оно как что?», но не «Это спокойствие, оно как что?».

 Фокусировка

Нарисуйте на листе бумаги четыре концентрических круга . В центре запишите формулировку того, на чём хочет фокусиро­ваться клиент (его желаемое состояние или метафору для этого желаемого состояния)

 Специальные вопросы

  • Свойства
    • (И)есть ли у«X»размер или форма?
    • (И)сколько там этих«X»?
    • (И) есть ли уX какой-либо возраст?
    • (И)что это«X»могло бы носить?
  • Местоположение
    • (И) на каком расстоянии находится [адрес символа]?
    • (И) в каком направлении происходит [движение символа]?
    • (И)«X»находится внутри или снаружи?
    • (И) откуда ты наблюдаешь [видишь, слышишь и тому подобное] это «X»?
    • (И) на что направлено твоё внимание?
  • Связи
    • (И)эти «X»и«У»одинаковы или между ними есть какая-то разница?
    • (И) что находится между «X» и «У»?
  • Намерение
    • (И) что«X»хотело бы,что бы произошло?
    •  (И) было бы «X» заинтересовано в том, чтобы приблизиться к «У»?
  • Время и последовательность
    • (И) что происходит сейчас?
    • (И) что только что произошло?
    • (И) каким было «X» перед тем, как оно стало [атрибут «X»]?
  • Источник
    • (И)что определяет, будет тут «X»или«У»?
  • Знание
    • (И) как ты знаешь или (И) как ты узнаешь?

Контрольный список для оценки качества работы ведущего по Символическому моделированию

  1. Использовал чистое начало.
  2. Построил пространство и прояснил его.
  3. Правильно начал сессию, выявив желаемый результат (модель Проблема – Решение - Результат).
  4. Полностью использовал синтаксис чистого языка.
  5. Точно воспроизводил информацию клиента, не искажая того, что он сказал.
  6. Замедлял темп своей речи, с целью стимулировать работу клиента с внутренним миром.
  7. Не переключался на «беседу с клиентом» вместо чистого языка.
  8. Делал достаточно большие и комфортные паузы в речи, с целью стимулировать работу клиента с внутренним миром.
  9. Отмечал телесные ощущения, эмоции, мысли, картинки и преобразовывал их в метафоры для работы.
  10. Развивал каждую метафору – расположение, свойства, название.
  11. Не торопился в работе, отдавая приоритет метафорическому восприятию клиента, а не процессу общения между клиентом и ведущим.
  12. Направлял внимание клиента на информацию из его внутреннего мира, а не привлекал внимание к себе или к клиенту.
  13. Использовал невербальные средства общения, активно поддерживал общую реальность, используя жесты.
  14. Внимательно отслеживал все текущие изменения у клиента, спрашивая «что происходит?».
  15. Не вводил никаких открытых или скрытых оценок или предположений в карту клиента из своей карты.
  16. Сумел обнаружить ресурсы и развить связанные с ними метафоры.
  17. Проработал взаимосвязи и построил с клиентом связный ландшафт.
  18. Время от времени суммировал информацию о ландшафте, тем самым подтверждая переживания клиента в сессии.
  19. Убедился в психоактивности ландшафта, суммируя информацию и побуждая клиента сравнивать метафорический ландшафт с исходным запросом.
  20. Исследовал последовательность событий (линию времени) в ландшафте.
  21. Сумел довести ландшафт до назревшего изменения.
  22. Проверил все необходимые для изменения условия.
  23. Проверил выполнимость условий.
  24. Постоянно поддерживал контакт с клиентом.
  25. Четко формулировал каждый вопрос и доносил его до клиента, не говоря и не делая при этом ничего лишнего.
  26. Не задавал два или несколько вопросов одновременно, вводя клиента в замешательство.
  27. Адекватно полуподтверждал ответы клиента, говоря ему «угу» и т.п.
  28. Уверенно вел ситуацию в сессии.
  29. Привел сессию к полному достижению желаемого итога клиента, в рамках его ландшафта, к его удовольствию.

Схема символического моделирования

456

Солопроцессинг

Для того, чтобы работать по какой-либо процедуре, процессу, технике и т.п. самостоятельно, первым делом вам следует тщательно выписать от руки (письменно или на компьютере) собственное пошаговое изложение метода и убедиться в том, что вы полностью понимаете его логику. У вас под рукой должна быть компактная и удобная, понятная вам шпаргалка. Шаблон работы Соло:

  1. Обратитесь к шпаргалке и прочитайте нужную инструкцию (вопрос или задание).
  2. Выполните задание (задайте себе вопрос, сделайте действие и т.п.).
  3. Отметьте, что пришло в виде отклика на предпринятое действие.
  4. Запишите это в протокол.
  5. С учетом полученных данных, посмотрите в шпаргалку и примите решение, какую следующую инструкцию нужно выполнить.
  6. Вернитесь в шаг 1.
  7. Продолжайте до достижения конечного явления (обычно оно в шпаргалке также должно быть прописано как отдельное действие).

 

 

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.