Запускает сон наяву.
Не навредите ей, безопасная. Можно к любому применить, особенно к тем, кто метафорически говорят.
Но результат не быстрый. Нужно очень много времени и сеансов. Можно работать с хорошим состоянием.
Шаги техники:
- Попросить подумать о проблеме или задаче.
- Описать ее в виде символа (все можно представить в виде символов, например эмоции можно представить морем, как бы ты представил свою проблему символическую, какой размер цвет форм она имеет, как бы она звучала)
- На что было бы похоже. Парафраз. Хорошо… и повторяем его слова.
- на луг
- хорошо, на луг и т.д.
- Дальше клиент ведет сам, мы лишь направляем. Когда появляются положительные образы -все, готово.
Чего не должно быть
- Человек не должен становиться активным, он должен созерцать.
- Он не должен испытывать эмоции. Никогда не спрашивать что ты чувствуешь. Можно видеть, слышать, запахи, тепло холод.
- Символ должен быть абстрактным, если описывает конкретику, то не подойдет.
- Не даем команд, не трактуем, не направляем.
- Идеально когда что-то умирает. Это отлично! Похвалить и поддержать.
- Для бессознательного смерть = перерождение, возрождение.
- Когда видения становиться приятными, положительными, то проблема решена.
- Но можно продолжить, он переключиться сам.
- Можно провалиться, если много думать за него. Задавать только эти вопросы.
Второй вариант
Общая последовательность
- Начало
- И где бы ты хотел находиться?
- И где бы ты хотел разместить меня?
- И что ты хочешь что бы произошло? (работаем не с проблемой, а с тем, чего хотим)
- Расспрашиваем об этом
- И что это за «X»? или И это «X» какое?
- И есть ли что-нибудь ещё об «X»?
- Переводим в метафору прилагательные
- И на что это «X» похоже? Как что? Если метафора уже есть, то не переводим ее в метафору.
- Проявляем чистыми вопросами
- И что это за «X»? или И это «X» какое?
- И есть ли что-нибудь ещё об «X»?
- И где (именно) находится «X»?
- Получив пару символов, выясняем соотношение и как оно выглядит
- (И) есть ли какая-нибудь связь между «X» и «У»?
- (И) когда «X», что происходит с «У»?
- Довести до изменения, преобразования.
Достижение чего-то
- И что нужно для того, чтобы «X» произошло? выясняем все или большую часть условий и делим их на мелкие части, выполнимые
- И может ли «X» произойти? проверяем необходимые условия (весь список), если отрицательный ответ, то п.1
Список всех вопросов
- Развивающие вопросы (Развивающие вопросы, которые используются гораздо чаще других; в эту группу входят вопросы названия и адреса, встречавшиеся нам уже раньше.)
- — (И) что это за «X»? или (И это «X» какое?)
- — (И) есть ли что-нибудь ещё об «X»?
- — (И) где (именно) находится «X»?
- — (И) это «X», как что?
- — (И) есть ли какая-нибудь связь между «X» и «У»?
- — (И) когда «X», что происходит с «У»?
- Вопросы последовательности и источника ( Вопросы последовательности и источника, применяемые для прояснения порядка, в котором происходят события или откуда происходит тот или иной символ.)
- — (И) что тогда происходит? или (И) что происходит потом?
- — (И) что происходит прямо перед «X»?
- — (И) откуда могло бы появиться «X»?
- Вопросы намерения ( Вопросы намерения, которые обычно бывают наиболее полезными при использовании «чистого подхода» для того, чтобы помочь человеку или группе в чем-то измениться.)
- — (И) что «X» хотело бы, чтобы произошло?
- — (И) что нужно, чтобы «X» произошло?
- — (И) может ли «X» (произойти)?
Полный синтаксис
- Подтвердить то, что клиент только что сказал (И… (слова и тесты клиента).
- Направить его внимание на ту часть, о которой вы хотите задать вопрос (И когда… (некоторые из слов и тестов клиента).
- Исследовать, задав вопрос «чистого языка» («чистый» вопрос с некоторыми словами и тестами клиента).
Например: — И через открытую дверь струится тёплый свет (1), — И когда струится тёплый свет… (2), — Что это за свет? (3).
Обратите внимание на то, что сам «чистый» вопрос в шаге 3 синтаксиса не начинается с союза «и». Вопрос начинается с союза «и» только в том случае, если он применяется отдельно, без вводных частей синтаксиса.
Завершение
- — (И) могли бы мы на этом остановиться? — (И) можем ли мы на этом закончить сессию?
Если клиент на этот момент получил пока ещё не всё, что хотел, тогда в качестве альтернативы перед проговариванием можно произнести:
- — (И) возьми столько времени, сколько тебе требуется, чтобы больше узнать о (желаемом состоянии или исследуемом элементе, вызывавшем особый интерес клиента).
Некоторые часто встречающиеся задания
- Сделать рисунок или набросок тех метафор, которые проявились в сессии. Это позволяет человеку лучше понять, что именно он открыл и как оно может развиваться дальше. Если планируется несколько сессий, попросите клиента обновить свой рисунок перед началом следующей сессии. Полезно начинать следующую сессию с описания обновлённого рисунка клиента.
- Подумать некоторое время над тем, что появилось в сессии, и что бы клиент хотел, чтобы произошло в результате.
- Уточнить в словаре значение и происхождение уникальных или значимых слов, ярлыков или символов, которые появлялись в сессии. Для этого рекомендуется использовать достаточно полный авторитетный словарь или, например, какие-то хорошие онлайн-словари. Дело не в том, чтобы клиент начал прояснять значение всех слов, которые всплывали в сессии, а, скорее, в том, чтобы он лучше начал осознавать, что именно резонирует с его собственным метафорическим ландшафтом. Например, когда Уэнди работала с клиентом, который сформулировал в качестве желаемого результата «либо «X», либо «Y»», то они посмотрели в словаре значение слова «либо», и клиент получил интересное осознание от прояснения этого слова. В результате у клиента появилась возможность пересмотреть весь свой подход целиком в отношении прорабатываемой ситуации.
- Попробовать новые образцы поведения, которые могли проявиться во время сессии. Это может способствовать закреплению новых открытий клиента в его повседневной жизни.
- В качестве иллюстрации мы можем привести пример домашних заданий, которые ведущий дал своему клиенту по завершении сессии «Метафора для сердца»: • Уточнить в словаре значение слова «сердце» и обратить внимание на его этимологию (происхождение). • Изучить вопрос о том, как работает человеческое сердце. • Нарисовать всё, что ты знаешь об этом на данный момент.
Адрес
Работа с чувством, эмоцией
- Где находится это чувство?
- (И)где (именно)находится«X»? Задайте несколько раз.
- Какими качествами обладает это чувство?
- (И) когда «X» находится (там-то), что это за «X»? или (это «X» какое?)
- (И) когда «X» находится (там-то), есть ли что-нибудь ещё об этом «X»?
- (И) есть ли у этого«X»размер или форма? Если клиенту не удаётся ясно описать это чувство.
- Проявите метафору для этого чувства
- (И) это«X», как что?, где «X» представляет собой качество этого чувства, а не просто его название. Здесь очень важно использовать информацию из ответов клиента на вопросы. Например, если клиент говорит, что его спокойствие тёплое и перемещающееся, можно спросить: «И это тёплое и перемещающееся, оно как что?», но не «Это спокойствие, оно как что?».
Фокусировка
Специальные вопросы
- Свойства
- (И)есть ли у«X»размер или форма?
- (И)сколько там этих«X»?
- (И) есть ли уX какой-либо возраст?
- (И)что это«X»могло бы носить?
- Местоположение
- (И) на каком расстоянии находится [адрес символа]?
- (И) в каком направлении происходит [движение символа]?
- (И)«X»находится внутри или снаружи?
- (И) откуда ты наблюдаешь [видишь, слышишь и тому подобное] это «X»?
- (И) на что направлено твоё внимание?
- Связи
- (И)эти «X»и«У»одинаковы или между ними есть какая-то разница?
- (И) что находится между «X» и «У»?
- Намерение
- (И) что«X»хотело бы,что бы произошло?
- (И) было бы «X» заинтересовано в том, чтобы приблизиться к «У»?
- Время и последовательность
- (И) что происходит сейчас?
- (И) что только что произошло?
- (И) каким было «X» перед тем, как оно стало [атрибут «X»]?
- Источник
- (И)что определяет, будет тут «X»или«У»?
- Знание
- (И) как ты знаешь или (И) как ты узнаешь?
Контрольный список для оценки качества работы ведущего по Символическому моделированию
- Использовал чистое начало.
- Построил пространство и прояснил его.
- Правильно начал сессию, выявив желаемый результат (модель Проблема – Решение — Результат).
- Полностью использовал синтаксис чистого языка.
- Точно воспроизводил информацию клиента, не искажая того, что он сказал.
- Замедлял темп своей речи, с целью стимулировать работу клиента с внутренним миром.
- Не переключался на «беседу с клиентом» вместо чистого языка.
- Делал достаточно большие и комфортные паузы в речи, с целью стимулировать работу клиента с внутренним миром.
- Отмечал телесные ощущения, эмоции, мысли, картинки и преобразовывал их в метафоры для работы.
- Развивал каждую метафору – расположение, свойства, название.
- Не торопился в работе, отдавая приоритет метафорическому восприятию клиента, а не процессу общения между клиентом и ведущим.
- Направлял внимание клиента на информацию из его внутреннего мира, а не привлекал внимание к себе или к клиенту.
- Использовал невербальные средства общения, активно поддерживал общую реальность, используя жесты.
- Внимательно отслеживал все текущие изменения у клиента, спрашивая «что происходит?».
- Не вводил никаких открытых или скрытых оценок или предположений в карту клиента из своей карты.
- Сумел обнаружить ресурсы и развить связанные с ними метафоры.
- Проработал взаимосвязи и построил с клиентом связный ландшафт.
- Время от времени суммировал информацию о ландшафте, тем самым подтверждая переживания клиента в сессии.
- Убедился в психоактивности ландшафта, суммируя информацию и побуждая клиента сравнивать метафорический ландшафт с исходным запросом.
- Исследовал последовательность событий (линию времени) в ландшафте.
- Сумел довести ландшафт до назревшего изменения.
- Проверил все необходимые для изменения условия.
- Проверил выполнимость условий.
- Постоянно поддерживал контакт с клиентом.
- Четко формулировал каждый вопрос и доносил его до клиента, не говоря и не делая при этом ничего лишнего.
- Не задавал два или несколько вопросов одновременно, вводя клиента в замешательство.
- Адекватно полуподтверждал ответы клиента, говоря ему «угу» и т.п.
- Уверенно вел ситуацию в сессии.
- Привел сессию к полному достижению желаемого итога клиента, в рамках его ландшафта, к его удовольствию.
Схема символического моделирования
Солопроцессинг
Для того, чтобы работать по какой-либо процедуре, процессу, технике и т.п. самостоятельно, первым делом вам следует тщательно выписать от руки (письменно или на компьютере) собственное пошаговое изложение метода и убедиться в том, что вы полностью понимаете его логику. У вас под рукой должна быть компактная и удобная, понятная вам шпаргалка. Шаблон работы Соло:
- Обратитесь к шпаргалке и прочитайте нужную инструкцию (вопрос или задание).
- Выполните задание (задайте себе вопрос, сделайте действие и т.п.).
- Отметьте, что пришло в виде отклика на предпринятое действие.
- Запишите это в протокол.
- С учетом полученных данных, посмотрите в шпаргалку и примите решение, какую следующую инструкцию нужно выполнить.
- Вернитесь в шаг 1.
- Продолжайте до достижения конечного явления (обычно оно в шпаргалке также должно быть прописано как отдельное действие).